http://www.motifake.com/image/demotivational-poster/0911/john-frum-has-returned-cargo-cult-c130-religon-demotivational-poster-1258771201.jpg

http://i080.radikal.ru/1011/59/c339e1528eb7.jpg

Культ ка́рго или карго-культ (англ. cargo cult — поклонение грузу), также рели́гия самолётопоклонников или культ Даро́в небе́сных — термин, которым называют группу религиозных движений  в Меланезии. В культах карго верят, что западные товары (карго, англ. груз) созданы духами предков и предназначены для меланезийского народа. Считается, что белые люди нечестным путём получили контроль над этими предметами. В культах карго проводятся ритуалы, похожие на действия белых людей, чтобы этих предметов стало больше.

Культы карго фиксировались с XIX века, но особенно сильно они получили распространение после Второй мировой войны. Члены культа обычно не понимают в полной мере значимость производства или коммерции. Их понятия о западном обществе, религии и экономике могут быть частичными и фрагментарными.

В наиболее известных культах карго из кокосовых пальм и соломы строятся точные копии взлётно-посадочных полос, аэропортов и радиовышек. Члены культа строят их, веря в то, что эти постройки привлекут транспортные самолёты (которые считаются посланниками духов), заполненные грузом (карго). Верующие регулярно проводят строевые учения («муштру») и некое подобие военных маршей, используя ветки вместо винтовок и рисуя на теле ордена и надписи «USA».

http://ipicture.ru/uploads/20101122/12VWz1UD.jpg

Такие исследователи как Ситчин Захария и Элфорд Алан приводят культ карго как аргумент в пользу теории о том, что многие мифологии являются описанием реальных событий, т.е. историей.

Первые культы карго были зафиксированы в конце XIX и начале XX веков. Самый ранний — движение Тука, зародившееся на Фиджи в 1885 году. Другие ранние культы возникали в основном на Папуа — Новой Гвинее — это культ Таро на севере и безумство Вайлала.

Классические культы карго были распространены во время Второй мировой войны и после неё. Огромное количество грузов было десантировано на острова во время Тихоокеанской кампании против Японской империи, что внесло коренные изменения в жизнь островитян. Произведённые промышленным образом одежда, консервы, палатки, оружие и другие полезные вещи в огромных количествах появились на островах в целях обеспечения армии, а также и островитян, которые были проводниками военных и гостеприимными хозяевами. В конце войны воздушные базы были заброшены, а груз («карго») больше не прибывал.

Чтобы получить карго и увидеть падающие парашюты, прилетающие самолёты или прибывающие корабли, островитяне имитировали действия солдат, моряков и лётчиков. Они сделали наушники из дерева и прикладывали их к ушам, находясь в построенных из дерева контрольно-диспетчерских вышках. Они изображали сигналы посадки, находясь на построенной из дерева взлётно-посадочной полосе. Они зажигали факелы для освещения этих полос и маяков. Приверженцы культа верили, что иностранцы имели особую связь со своими предками, которые были единственными существами, кто мог производить такие богатства.

Островитяне строили из дерева в натуральную величину самолёты, взлётно-посадочные полосы для привлечения самолётов. В конце концов, поскольку это не привело к возвращению божественных самолётов с изумительным грузом, они полностью отказались от своих прежних религиозных воззрений, существовавших до войны, и стали более тщательно поклоняться аэродромам и самолётам.

http://ipicture.ru/uploads/20101122/ZbCDU9kK.jpg

Похожий культ, танец духов, зародился при контакте индейцев и англо-американцев  в конце XIX века. Пророк Вовока народа Пайуте проповедовал, что если танцевать определённым образом, предки вернутся по железной дороге, а новая земля покроет белых людей.

Во время Вьетнамской войны часть народа хмонг верила в скорое второе пришествие Иисуса Христа, который приедет одетым в камуфляж за рулём военного джипа, чтобы забрать их на нём в землю обетованную.

Некоторые индейцы Амазонки вырезали из дерева модели кассетных аудиоплееров, с помощью которых они разговаривали с духами.

взято отсюда

Культ, который был назван "Безумство Вайлала" возник на островах Папуа в 1922 году. Его адепты при помощи многочасовых танцев и местных растительных наркотиков вгоняли себя в состояние психосоматических судорог и словесного бред. Прорицатели говорили о скором возвращении Призрачного Парохода, на котором прибудут предки  и привезут с собой консервы, инструменты и оружие для свержения белых колонизаторов, впрочем слухи о готовящемся восстании скорее всего распространялись самими белыми - чтобы иметь законное основание для подавления проявлений культа. Для связи с предками и навигации "Призрачного Парохода" туземцы строили тростниковые вышки с антеннами, имитирующие радиостанции и телеграф. Повсеместно деревни отказывались от старых обычаев, вводились "военные учения", комендантский час, и  даже ритуальное "европейское чаепитие" - бытовое действие возведенное в ранг обряда.

http://s54.radikal.ru/i145/1011/4d/e365d0b2a268.jpg

ДЖОН ФРУМ = JOHN FROM (AMERICA)

Интересно, что карго-культы возникали независимо на удаленных друг от друга (географически и культурно) островах. Были они замечены в Новой Каледонии, на Соломоновых островах и на Фиджи. Самый ранний был документирован в конце XIX века на Папуа - Новой Гвинее и носит название "Вайлальское безумие": тамошние обитатели-папуасы верили, что приплывет "призрачный парусник" и привезет умерших предков (которые после смерти стали белыми) вместе с консервами, инструментами и другими полезными вещами, виденными у белых людей. В целях ускорения прибытия парусника они прекратили работать и стали упиваться кавой (напиток, который делается из листьев растущего тут галлюциногенного растения). Несколько месяцев местное население пребывало в состоянии непрерывного наркотического бреда, доставляя массу радости миссионерам.
Сегодня самой развитой формой карго-культа является почитание Джона Фрума.

По преданию, Джон Фрум первый раз явился группе старейшин на островке Танна в конце 30-х годов ХХ века. Но понятном островитянам языке он заявил, что пришел спасти их от миссионеров, которые неуважительно относятся к традиционному "кастом". Это слово в местный язык пришло из английского (custom), но означает совокупность правил жизни по старинке. "Джон сказал нашим людям, что они не должны перенимать привычки белых людей, что мы должны избавиться от их денег и одежды, забрать своих детей из их школ, перестать ходить в их церкви и вернуться к нашему "кастом". Мы должны пить каву, молиться на камни и танцевать свои танцы", - вспоминает, как будто это было вчера, вождь Кахувья. И островитяне прислушались. Они принялись выбрасывать деньги в море и резать свиней без оглядки на завтрашний день, готовясь с честю встретить своего нового мессию. Вся экономика острова пошла наперекосяк. Колониальные власти забеспокоились и арестовали самых ярых проповедников культа. В 1941 году их отправили в тюрьму на соседний остров, в столицу Новых Гебридов - Порт-Вилу. Так в религии Джона Фрума появились свои первые мученики.

И тут культу подфартило, потому что год спустя тысячи американских "джи-ай" высадились на Новые Гебриды, которые были удобным плацдармом в войне против Японии. Американцы построили военные базы с госпиталями, аэропортами, пристанями, дорогами и мостами и привлекли к работе местное население (в том числе и юного тогда вождя Кахувью), которому платили по 25 центов в день и выдавали щедрые пайки. Из магазинов на базах тек нескончаемый поток из шоколада, кока-колы и сигарет. Для островитян, которые сидели на диете из батата, богатство американцев не поддавалось разумению. Не менее удивительным было для них видеть чернокожих американцев, которые ели ту же еду, что и их белокожие товарищи, жили с ними в одних домиках и управляли теми же удивительными машинами. "Это было по-нашему "кастом". Миссионеры всегда ели от нас отдельно", - вспоминает вождь Кахувья. И в этот момент культ Джона Фрума принял свой сегодняшний американский облик. "Если бы не Америка, Япония бы съела нас. Джон не оставлял нас всю войну. Он был одет в светлую одежду, как и все американские моряки, и тогда мы поняли, что он тоже американец. Он говорил, что когда война закончится, он вернется на Танну с кораблями и самолетами, полными карго", - передает вождь ощущения островитян.

http://ipicture.ru/uploads/20101122/B5ghR3JM.jpg

Надежда умирает последней.

О популярности культа в то время можно судить по желанию американских военных откреститься от него. Они даже отправили на Новые Гебриды специальную пропагандистскую миссию, чтобы убедить островитян, что американские военные силы не имеют никакого отношения к Джону Фруму. Ничего у них не получилось: мистицизм вокруг происхождения "карго" был сильнее. Более того, американцы сами подлили масла в огонь местным верованиям о неиссякаемости рога изоблия, когда в конце войны на соседнем острове Эспириту-Санту спихнули бульдозерами с обрыва в море ставшие ненужными джипы, самолетные запчасти и другое оборудование. Шестьдесят лет спустя ныряльщики продолжают доставать куски авиационных моторов и непочатые бутылки кока-колы с морского дна, окрестив это место Мысом Миллиона Долларов.

После войны жители острова Танна не сидели сложа руки, ожидая возвращения своего пророка. Они вырубили лес на севере острова и соорудили там подобие взлетно-посадочной полосы для приема самолетов с "карго". На многих островах Тихого океана жители строили бамбуковые "диспетчерские вышки", наятягивали лианы между палками-антеннами, лишь бы привлечь самолеты. Плаемна розо и микеа Папуа - Новой Гвинеи, жившие около аэропорта Порт-Моресби, считали, что белые люди хитростями заманивают к себе самолеты, которые были предназначены для них, и соорудили на вершине холма неподалеку свой "аэропорт" и даже установили тростниковую модель самолета чуть ли не в полный масштаб. Члены племени несли там дежурство круглые сутки, ночью вдоль "взлетно-посадочной полосы" зажигали факелы.

За горизонтом больше ничего нет, думали островитяне, а значит, большие птицы, парящие над облаками, могли прилететь только из рая. Но в раю никто не живет, кроме наших предков. Значит, самолеты построили и послали они. А предки не могли знать, что на свете есть еще и белые люди. Поэтому все прекрасное содержимое самолетов прдназначено для нас, их потомков... Чтобы рассказать предкам о том, что на самом деле происходит, создавались "мамы-рации": на самую толстую, а значит, красивую  женщину деревни наматывали проволоку и специально выбранный "радист" танцевал с нею, крича в ее пупок заклинания в стиле "Первый, первый, я - второй!"
Однако самолеты от предков все не садились рядом с бамбуковыми вышками, и постепенно самолетопоклонники вынуждены были расстаться со своей мечтой стать богатыми и счастливыми.

Но не на острове Танна. В деревне Лимакара, в такой же неприметной тростниковой хижине как и все остальные, у Джона Фрума есть своя часовенка, в которой сложены американский флаг и остатки военной униформы. Под крышей на лиане подвешены глобус, каменный топор и пара зеленых камней. Стоят две черные доски, на которых выведены заповеди Джона Фрума для островитян, чтобы они не убивали друг друга и вели праведную жизнь (на Вануату еще не так давно бывали случаи каннибализма). По пятницам у хижины совершается всенощное бдение, когда, выпив кавы, под аккомпанимент укулеле они распевают гимны, заканчивающиеся одним и тем же рефреном: "Мы ждем тебя, Джон! Когда же ты придешь с обещанным карго?"

http://ipicture.ru/uploads/20101122/QxB1iWRL.jpg

Как и в другом полноценном культе, не обошлось и без раскола. Пророк Фред из деревни Иликиль увел под свое крыло половину почитателей Джона Фрума и основал свою секту под названием "Единство", переплетя верования "кастом", христианства и Джона Фрума, который выступает лишь одной фигурой в пантеоне. Островитяне в него поверили, когда он предсказал прорыв дамбы, отделявшей естественное озеро от океана. Пророк Фред против почитания любого другого флага, кроме вануатского, и запрещает любые разговоры о "карго". Отступники из Ипикиля даже дрались с лоялистами из Ламакары, в результате чего были сожжены церковь и несколько хижин и много народу получило увечья.

На праздновании дня Джона Фрума в Ламакаре все идет по плану. Под американским флагом на площадку выходят мужчины и юноши в юбочках из коры и со сделанными из веток моделями бензопил в руках. Притоптывая, они размахивают пилами в воздухе и поют: "Мы приехали из Америки, чтобы срубить все деревья и построить фабрики". На вопрос, что сейчас жителям деревни нужнее всего, вождь, не задумываясь, называет подвесной мотор для деревенской лодки, который даст рыбакам возможность ловить больше рыбы.
Островитяне верят, что, хотя сам Джон Фрум живет в Америке, дух мессии обитает в глубине вулкана Ясур, чей кратер высится недалеко от деревни. Вулкан извергается каждые десять минут, выбрасывая столб пыли и ядовитого газа. Его рокот постоянно напоминает жителям Танны, что дух Джона Фрума полон мощи и рано или поздно американец выполнит свое обещание и доставит груз. А пока что им остается ждать и надеяться.

взято отсюда

Некоторые сведения о других подобных культах:

Тцек.

В 1945 гг. на острове Эспирито Санто (Новые Гибриды) появился странный культ. Его основатель, некий Тцек, распространил по деревням послание, в котором призывал мужчин и женщин отказаться от набедренных повязок, жемчужных ожерелий и других украшений. Кроме того, добавлял он, все предметы, полученные от белых, должны быть уничтожены, вместе с инструментами, используемыми для изготовления циновок и корзин. Он призывал сжечь все дома и построить в каждой деревне по две больших общих спальни: одна из которых предназначалась для мужчин, а другая для женщин. Супругам отныне запрещалось проводить ночи вместе. Пища должна была готовиться в одной большой кухне (готовить ночью строго запрещалось). Нужно было прекратить работать на белых и забить всех домашних животных: свиней, собак, кошек и т.д. Одновременно с этим Тцек приказал отменить многие традиционные табу: такие, например, как запрет браков в рамках одной тотемической группы, выкуп жены, изоляция молодых матерей после родов и т.д.. Он требовал также изменить похоронные обычаи: не зарывать больше покойника в его хижине, а оставлять на деревянной платформе в джунглях. Но наиболее сенсационным в послании было сообщение о будущем прибытии на остров "американцев". При этом все адепты культа получали бы товары в неограниченных количествах, более того, им было обещано бессмертие и вечная жизнь.

http://ipicture.ru/uploads/20101122/wq57lmr5.jpg
Это не последствия авиакатастрофы - а культовое сооружение, которое должно привлечь предков и товары.

Иисус был папуасом

Двойственное отношение к белым объясняет как антизападные движения за национальное освобождение, так и зависть, ревность, механическое подражание западным ценностям. Почти все карго-культы более или менее категорично отвергают христианство. Но тем не менее христианская эсхатология неоднократно соединяется с меланезийским милленаристским мифом. Так, на полуострове Хуон туземский отшельник Упикно удалился в джунгли и принял по божественному указанию имя Лазарь. Одно из милленаристских движений на Рэй Коаст (1936) провозгласило второе пришествие Христа. Туземец-католик Мамбу с Мадани Дистрикт дал начало синкретическому языческо-христианскому движению, направленному против белых и их миссий. Другой меланизийский культ, известный под названием "Ассизи", объявил о прибытии Христа на одном из торговых кораблей. В результате этого события туземцы должны были поменять цвет кожи; они превратились бы в белых и стали хозяевами над белыми, которые, в свою очередь, должны были превратиться в черных. На Каимку семнадцатилетняя девица Фило основала новый синкретический профетический культ. Один из ее дядьев был именован Богом, а другой - Иисусом. Денно и нощно последователи культа пели и танцевали вокруг них, читая католические и туземные молитвы. Фило предсказала, что Бог пошлет им товары и оружие для охоты на белых, миссии которых они должны атаковать в первую очередь, поскольку они распространяют ложную религию. Затем настанет очередь полиции. Саноп, один из руководителей милленаристского культа на Буке, обвинил европейцев в сокрытии части христианских ритуалов и догм. Согласно верованию одного из культов голландской Новой Гвинеи, европейцы, вырвав первую страницу из Библии, утаили тот факт, что Иисус был папуасом и благодаря этому присвоили себе в христианстве привилегированное положение, которое по праву принадлежит папуасам. Для устранения этой несправедливости верующие переименовывали свои деревни в Галилею, Вифлеем, Иерихон и т.д. А один из лидеров, которого с тех пор звали Моисеем, для медитаций удалился на гору, переименованную в Кармель.

http://ipicture.ru/uploads/20101122/IVKzjWpE.jpg

Кресты в культе карго устанавливаются, как антенны для связи с самолетами и пароходами с того света, цвет крестов Джона Фрума - красный, они напоминают классические равносторонние красные кресты скорой помощи.

Мертвые предки на велосипедах (возрождение безумства Вайлала)

В 1929-1930 гг. среди ново-британских бенинов распространился миф о Золотом Веке. Согласно ему всех европейцев и скептически настроенных туземцев должны будут уничтожить землетрясения, горы упадут в долины и освободят место для равнин, покрытых садами и огородами, в которых не нужно будет работать. Все умершие, включая собак и свиней, воскреснут. В 1923 г. пророк Роновуро на Эспирито Санто объявил о грядущем потопе, после которого вернутся умершие на судах, груженных рисом и другой провизией. Случается так, что по прошествии некоторого времени пророчества считаются свершившимися на самом деле. Известное под названием "безумие Вайлала" (Vailala madness) движение, возникшее в 1919 г., к 1923 г. стало затухать, а к 1931 г. окончательно пришло в упадок. Но начиная с 1934 г. туземцы стали считать, что все пророчества исполнились буквально. К этому времени туземцы стали делать вид, что хорошо помнят как тряслась земля, качались деревья, после чего они разом расцвели в один день. Вспоминали они также, что однажды ночью умершие посетили остров, и наутро на песчаном берегу были обнаружены отпечатки их европейских башмаков, и даже следы от их велосипедов. Пророчества исполняются в обратном порядке, то есть в прошлом, но все же исполняются.

Керосиновый дождь

В 1993 г. на Новой Гвинее туземец по имени Марафи из долины Маркхам (район Моробэ) объявил, что его посетил Сатана и препроводил в земные недра, чтобы он смог встретиться с обитающими там духами умерших. Те поведали ему, что очень хотели бы вернуться на Землю, но их не пускает Сатана; однако, если Марафи удастся убедить жителей деревни в том, что Сатана является Верховным Существом, то им будет позволено вернуться. Интересно, что возмущенный узурпацией белыми политической и религиозной власти Марафи сделал логическое заключение, что настоящим богом новой профетической религии может стать только антибог белых - Сатана. Конечно, речь идет об образном выражении антагонизма между черными и белыми, но это также результат конкретной исторической и религиозной ситуации - фактически, того, что христианство белых не соответствует духу Евангелия.

Но еще более показательно заявление, что возвращению умерших будет предшествовать космический катаклизм; сначала землетрясение, которое все перевернет, затем огненный керосиновый дождь уничтожит все постройки, сады и все живое. Марафи советовал построить дом, чтобы вместить всех членов общины при первых признаках начала катаклизма, то есть когда земля начнет содрогаться. На следующий день после землетрясения они обнаружат умерших, уже вернувшимися с дарами: консервированным мясом, рисом, табаком, одеждой, лампами и ружьями. После этого отпадет необходимость работать в садах.

Ave Дарвин!

Один из наиболее ярких эпизодов в идеологическом конфликте между милленаристскими карго-культами и официальным христианством представляют собой злоключения знаменитого Яли, фигуры первостепенной важности в профетическом движении религии Маданг. Свой рассказ о милленаристских культах Меланезии мне хотелось бы завершить его историей. Яли принимал активное участие в милленаристском движении, содержавшем множество эсхатологических элементов христианства. В 1947 году он был препровожден в Порт Маресби - столицу Новой Гвинеи для переговоров с высшими чиновниками, обеспокоенными его деятельностью. Во время пребывания там он понял что христиане-европейцы не верят в реальность чудесного карго-корабля. Кроме того, один туземец показал ему книгу по эволюции, сказав, что на самом деле европейцы следуют этой теории. Эта информация глубоко потрясла Яли, ему открылось, что европейцы верят в свое происхождение от обезьяны, иначе говоря, разделяют старую тотемическую веру его собственного племени. Яли почувствовал себя обманутым, он стал яростным противником христианства и вернулся к религии своих предков. Он предпочел вести свое происхождение от одного из знакомых ему тотемических животных, нежели от какой-то сомнительной обезьяны, обитавшей вдали от его острова в сказочные геологические эпохи.

использованы материалы отсюда

подборка фотографий на тему культа карго

небольшая статья о культе карго

заметка о культе карго

экзотические религии мира

фото деревни на острове Вануату, исповедующей культ Карго

http://ipicture.ru/uploads/20101122/4bVP5K4f.jpg